Инвестиции

Как девальвация повлияет на стоимость бизнеса?

By 09.09.201519 октября, 2018No Comments

DSC05168-BЯ думаю, было уже много сказано о том, каким образом повлияет девальвация тенге на бизнес, но пока не видел статей по стоимости бизнеса и решил осветить это в своем посте.

Основные последствия для операционной деятельности, многие из которых владельцы бизнеса уже ощутили:
закупки становятся дороже и в краткосрочной перспективе это приводит к параличу работы на предприятии, приходится пересчитывать себестоимость, рассчитывать новые цены, сравнивать с конкурентами
увеличиваются ставки по новым кредитам; так как займы проводятся в валюте, то и финансирование для банков становится дороже. Исключение составляют государственные программы, которые, в принципе, в такие моменты тоже проседают: формально они есть, но воспользоваться ими почти невозможно
падает сбыт, особенно это касается потребительских товаров, у которых есть заменители. Вместо более дорогих продуктов потребители начинают предпочитать похожие, но более дешевые продукты, либо вообще сократят потребление.

Как это отражается на стоимости компании?
Согласно общепринятой методике, оценка компании — это нечто среднее между:
стоимостью похожих компаний в этом секторе на бирже; обычно в Казахстане используют Российские компании, которые в период кризиса значительно просели в стоимости
стоимостью активов, которые в долларовом эквиваленте подешевели на уровень девальвации валюты
дисконтированным потоком наличности в последующие годы, который у большинства компаний в тенге, и который в долларовом эквиваленте тоже просел

Таким образом, все три метода оценки приводят к тому, что сегодня стоимость любого бизнеса, ориентированного на внутренний рынок, упала. Дополнительной сложностью для оценки и соответственно более радикальным снижением оценки бизнеса является то, что курс тенге на ближайшие 5-10 лет невозможно предугадать. Это приводит к более радикальному подходу к оценке бизнеса.

Сколько теперь стоит мой бизнес?
Основная масса бизнесменов продолжает думать, что их бизнес стоит столько же, сколько и раньше. Это не так. Необходимо понять, что после этих изменений бизнес будет оперировать в другой реальности, соответственно с другой стоимостью, иногда существенно ниже той, которую озвучивали ранее.

Поэтому, скорее всего основная масса владельцев продолжит оставаться в предыдущей реальности и количество сделок по привлечению инвестиций и продаже бизнеса сократится в надежде на улучшение ситуации. Неэффективные компании либо будут закрыты, либо будут вынуждены увеличивать эффективность, снижая затраты, закрывая низкодоходные направления и фокусироваться только на наиболее доходных и в первую очередь стабильных источниках дохода.

В следующих постах я постараюсь осветить возможные позитивные и отрицательные моменты приватизации, которая началась в 2014 году и продолжится в последующие 1-2 года в Казахстане, и объяснить как это повлияет на потребителей, частный бизнес и сами приватизируемые предприятия.